ДЖОКЕР МНОГОЛИКИЙ  


ТАК АБСУРДНО, ЧТО ДАЖЕ СМЕШНО (Джокер в телесериале 1966-1968 гг. и фильме 1966 г.)
Сезар Ромеро считается первым исполнителем роли Джокера, но все же он был не единственным актером, примерившим этот образ в середине 60-х. Рональд Лисс, озвучивавший Робина в радиопередачах о приключениях Супермена в 40-х, где юный герой и его старший напарник были гостевыми звездами, написал в 1966 г. сценарии аудиопрограммы “Официальные приключения Бэтмена и Робина”. Они включали в себя истории происхождения обоих главных персонажей, историю о Пингвине, основанную на рассказе “Воровские зонтики” из комикса “Бэтмен. № 70” (апрель-май 1952 г.), написанного Биллом Вулфолком и нарисованного Лью Шварцем и Чарльзом Парисом, и историю о Джокере, основанную на его первых двух появлениях в “Бэтмене. № 1” и рассказе “Пояс Джокера” (см. “Тысяча и один способ остроумного отъема денег”). Альбом был подготовлен Хербом Галевичем и выпущен компанией “МГМ”. Сам Лисс снова озвучил Робина, Бэтмен говорил голосом Джека Кертиса, ведущим был Джексон Бек. В создании альбома также принимали участие актеры Джордж Петри, Дэн Окко, Иан Мартин; кто из них озвучивал Джокера, неизвестно. Так что в списке актеров, перевоплощавшихся в Клоуна – Принца Преступного Мира, на первом месте стоит все же Ромеро, игравший Джокера в телесериале “Бэтмен” 1966-1968 гг.
Этот сериал был весьма странным явлением. С самого начала он представлял собой откровенное дуракаваляние, переходящее грань кича и пародии. Демонстративно бредовые сюжеты, дорогие и безвкусные декорации, яркие костюмы, веселые мелодии Нила Хефти, боевое снаряжение супергероя (в частности Бэтмобиль, созданный Джорджем Беррисом), абсурдные “зловещие” планы его противников и даже неизменные мультяшные надписи “Бах!” и “Бум!” в сценах драк – все это было частью балагана, игры в комиксы. Как ни странно, в то время игра нравилась всем – и детям, воспринимавшим происходящее всерьез, и взрослым, прекрасно понимающим, что все это понарошку. Но все же она быстро приелась и исчерпала себя. Фантазии авторов не хватила надолго: публика постепенно теряла интерес к подвигам Рыцаря Ночи, и после 120 эпизодов шоу прекратило существование. Это был самый стремительный взлет и самое быстрое падение популярности в истории американского телевидения 60-х.
В сентябре 1965 г. создатель Бэтмена Боб Кейн сообщил фанскому журналу “Бэтмания”, что телекомпания АВС и студия “ХХ век – Фокс” работают над высокобюджетным цветным пилотом телесериала о его герое. Кейн был настроен чрезвычайно оптимистично, уверенный в том, что телевидение принесет придуманному им персонажу невиданную популярность, и оказался прав. Шоу имело феноменальный успех: его первый эпизод, впервые показанный 12 января 1966 г., возглавил рейтинги телепрограмм, комик Фрэнк Горшин (исполнитель роли Риддлера) стал звездой, а Адам Уэст и Берт Уорд, сыгравшие соответственно Бэтмена и Робина, превратились в национальных героев Америки. Каждую неделю по вечерам демонстрировались в разные дни два получасовых эпизода, которые были началом и концом одной истории. Согласно легенде, идея сериала родилась у продюсера Уильяма Дозье (он также читал текст от автора), когда он изучал один из комиксов про Человека – Летучую Мышь, летя в самолете. Сам же Дозье утверждал, что он читал комикс потому, что телекомпания к тому времени уже приобрела права на крылатого супергероя. Кейн рассказывал, что его персонажем заинтересовались после того, как один из руководителей АВС посмотрел киносериал “Бэтмен” 1943 г. в особняке Хью Хефнера в Чикаго. Появлению Темного Мстителя на телеэкране также способствовал расцвет поп-арта, выставки Энди Уорхола и Роя Лихтенштейна, вдохновлявшихся в том числе и комиксами DC.
Джокер-Ромеро был одной из главных звездjoker133.JPG шоу, но все же пальму первенства ему безоговорочно отдать нельзя – в отличие от Джека Николсона в “Бэтмене” Тима Бертона и Марка Хэмилла в BTAS. Первым стартовал Риддлер-Горшин, и он был единственным актером сериала, который выдвигался на “Эмми” (за лучшую комедийную роль второго плана) и единственным злодеем, который казался достаточно свирепым, чтобы в самом деле порешить своих противников. Риддлер (точнее, сценарист Дик Карр и режиссер Чарльз Р. Рондо) даже “украл” у своего “коллеги” пару эпизодов – “Замедленная смерть” (№ 31; 27.04.66) и “Ложные представления Риддлера” (№ 32; 28.04.66), - основанную на Джокеровской истории Серебряного Века “Комичные шалости Джокера” (см. “Преступление в тему”), однако злодеи “бэтменианы” не столь легко взаимозаменяемы, поэтому эти серии считаются неудачными. Кроме Риддлера-Горшина, пьедестал с Ромеро делили Пингвин – Берджесс Мередит (на его

счету было наибольшее количество эпизодов сериала – 20; известен по роли тренера в “Рокки” 1976 г., за которую номинировался на “Оскара”) и Джули Ньюмар, которая привнесла в образ Женщины-Кошки немного иронического эротизма (наши зрители знают ее по “Золоту Маккены” 1969 г.; кстати, именно из-за съемок в этом вестерне актриса не смогла продолжить работу в “Бэтмене” и в третьем сезоне была заменена афро-американкой Эртой Китт). Остальные комиксовые оппоненты Темного Мстителя (мистер Фриз, Безумный Шляпник, Король Часов, Фальшиволицый) появились лишь в паре серий и не были популярны. Создатели сериала также пробовали придумывать собственных злодеев (Король Тат, Яйцеголовый, Книжный Червь, Стрелец и т. д.); при этом они пользовались старыми “лекалами” Билла Фингера, но получалось у них далеко не так ловко – ни одно из их детищ не прижилось в “бэтмениане”.
Гостевые роли в шоу исполняли Винсент Прайс, Джоан Коллинз, Арт Карни, Эли Уоллах, Шелли Уинтерс, Клифф Робертсон, Милтон Берл, Энн Бакстер и т. д. Все они, изображая суперпреступников, просто валяли дурака, ибо, по словам Мередита, “в то время это было модно”. Собственно, именно отсюда пошла традиция кинематографической “бэтменианы” ставить в центр сюжета гротескную фигуру злодея – традиция, которой отдал дань Николсон в “Бэтмене”, которая достигла пика в дуэте Джима Керри и Томми Ли Джонса в “Бэтмене навсегда” и которая, явно исчерпавшись в “Бэтмене и Робине”, привела киносериал к краху. Началось же все это на съемочной площадке телесериала 60-х, где, как вспоминал исполнитель роли Короля Тата Виктор Буоно, “разрешалось то, чего актеров учат никогда не делать, – переигрывать”.
В итоге то, что вначале принесло сериалу популярность, его же и погубило: ненавязчивая пародийность постепенно выродилась в самопародию, а затем и в откровенную глупость. Начиная с 1967 г. рейтинг телепрограммы неуклонно падал. В поисках выхода из кризиса АВС сократила показ до одного эпизода в неделю и ввело нового положительного персонажа - дочь комиссара Барбару Гордон, она же Бэтгерл, в исполении Ивонн Крейг (Это только у Шумахера в “Бэтмене и Робине” Бэтгерл - племянница дворецкого Альфреда.), но это не помогло. Сериал прекратил существование через 26 месяцев (три телевизионных сезона) после премьеры первого эпизода; последняя серия шоу, в которой За За Габор изображала злую косметичку, читающую мысли граждан с помощью сушилок волос, была показана 14 марта 1968 г.Каким был Джокер в этом телешоу? Хитрым, опасным, непредсказуемым, легко сбегающим из
тюрьмы и не любящим чужие шутки. Никакой истории происхождения для него на этот раз не придумали,
поэтому считается, что она соответствует версии с Красным Колпаком из Золотого Века. В сериале Клоун – Принц Преступного Мира обладает неординарными способностями гипнотизера (возможно, был им в молодости) и навыками работы с электроникой; его бредовые приспособления являются отголоском технической изобретательности персонажа в комиксах 40-50-х гг. Среди штук, которые он использует: двусторонне шпионское устройство для подслушивания бесед, управляемое дистанционно и самоликвидирующееся; прыгающие бобы, которые, выскочив из портфеля, устраивают беспорядок и помогают негодяю бежать; жидкий цемент, в котором намертво увязают его противники; желе Джокера – концентрированный земляничный желатин, превращающий жидкость в желе и способный, если его бросить в бассейн, оставить без воды весь Готэм; “спутники” – устройства слежения; ходячий робот-магнитофон, служащий “глазами” и “ушами” злодея; Джокермобиль – видоизмененный родстер; портативный робот-приемник; газовые гранаты; миниатюрные радиозапонки – подслушивающие устройства; прибор, увеличивающий силу его роботов; магическая коробочка, с помощью которой можно гипнотизировать людей, а также поворачивать время назад или вперед, контролируя при этом скорость его изменения; двухсторонний хот-дог-передатчик – замаскированное радио, которое может также выбрасывать шарики с парализующим газом; смертельно ядовитые иглы морских ежей.
Помогают злому клоуну в его бурной преступной деятельности (в разных эпизодах) управляемые на расстоянии голосовыми командами роботы, которых он как-то раз научился делать в тюрьме (Мистер Гли, Мистер Йок и Мистер Бофф) и люди: женщины – Эмеральд, Ундина, Джози Миллер, Куини (благополучно застреленная Джокером в комиксах еще в 40-х) и др., и мужчины – Ник, Оливер, Стенли, Эрни, У. С. Филдс, Шамрок, Чартрез, Меркурий, Сатурн, Марс, Уран, Нептун, Юпитер, Лэтч и Болт (последние двое обязаны свободой своему главарю: он вытащил их из тюрьмы, швырнул в реку наблюдавшего за ними офицера, во время суда над ними похитил жюри присяжных и держал заложницей жену судьи).
Как всегда, веселый бандит выбирает места для своих тайных убежищ в соответствии с собственными шутовски-магически-эксцентричными вкусами: невинные прежде ярмарки и цирки, заброшенная фабрика на холме Флаинг Циркус, готэмский луна-парк на пирсе, кондитерская “Легкая жизнь”, “Компания свежих волшебных продуктов Фергюсона”, Издательский Пентхаус, магазин “Десять пальцев”, где продают доски для серфинга, Художественный институт Джокера и его зал для инструктажа по изобразительному искусству, убежище в Аллее 1 Дугган и т. д. Время от времени злодей использует такие псевдонимы: владелец Издательского Пентхауса У. С. Уайтфэйс, Клавье Анкх. Далее привожу описание серий с участием Джокера. Названия парных эпизодов в оригинале складываются в шутовскую рифму, поэтому перевести их адекватно почти невозможно. Постарайтесь отнестись ко всему прочитанному с юмором…5 – “Джокер взбешен” (26.01.66); 6joker45x.jpg – “Бэтмен рассержен” (27.01.66): Джокер создает свой вариант бэтменовского пояса с приспособлениями. Захватив с его помощью Бэтмена и Робина, он решает снять с них маски в прямом телевизионном эфире... Эти эпизоды, созданные опять же на основе классического комикса Золотого Века “Пояс Джокера”, лишены многих недостатков последующих серий (даже надписи “Бах!” и “Бум!” не так мельтешат перед глазами, как дальше) и предлагают лучшую из Джокеровских работ Сезара Ромеро. Сценарист Роберт Дозье. Режиссер Дон Уайс.
15 – “Джокер идет в школу” (2.03.66); 16 – “Этот ужасный вурдалак получает отпор” (3.03.66): Клоун - Принц Преступного Мира набирает в свою новую банду “Плохих Пенни” старшеклассников, выгнанных из школы (с детишками он, правда, особо не церемонится: одной из своих подопечных Сюзи, которая стала ему не нужна, шутник дарит флакон канадских духов с ядом; герои в конце концов спасают несчастную, и она переходит на их сторону). Разгадывать логику их преступлений Бэтмену, естественно, помогает ровесник злоумышленников – Робин, который внедряется в банду. Джокер ловит своих вечных противников и собирается подключить их к автомату, генерирующему 50 000 вольт... Сценарист Лоренцо Сэмпл-младший. Режиссер Мюррей Голден.
25 – “Джокер бьет туза” (6.04.66); 26 – “Бэтмен устанавливает темп” (7.04.66): Злой клоун планирует украсть принадлежащие магарадже золотые клюшки для гольфа, но вместо этого похищает самого магараджу. Преследующих его Бэтмена и Робина он связывает и оставляет в полном смертельного газа дымоходе... Эти эпизоды заимствуют некоторые идеи из Джокеровской истории Золотого Века в “Бэтмене. № 53” (июнь-июль 1949 г.) – “Шпилька, мотыга, ножовка, дыра в земле”. Сценаристы Фрэнсис и Мэриан Кокрелл. Режиссер Ричард К. Сарафьян.
55 – “Непрактичный шутник” (16.11.66); 56 – “Провокации Джокера” (17.11.66): Джокер возобновляет злодейское веселье, посылая преследователям ключи к разгадке своих планов и гипнотизируя Бэтмена и Робина с помощью магической коробочки. Герои находят его на старой фабрике ключей и попадают в плен. Человека - Летучую Мышь негодяй привязывает к гигантскому копировальному аппарату, превращающему человека в ключ, а его юного напарника помещает в камеру машины, которая будет покрывать его воском до смерти... Эти серии считаются худшей парой эпизодов с Джокером в сериале из-за слабого и запутанного сценария. В роли Корнелии, помощницы злодея, обожающей меха и зеркала, - вторая жена Берта Уорда Кэти Керш. Сценаристы Джей Томпсон и Чарльз Хоффман. Режиссер Джеймс Б. Кларк.


ТАНЕЦ С ДЬЯВОЛОМ ПОД БЛЕДНОЙ ЛУНОЙ (Джокер в фильме “Бэтмен” 1989 г.)
Пятнадцать тысяч киноманов и любителей комиксов, ночуя у кинотеатров в автомобилях и на тротуаре, ожидали почти совпавшую с 50-летием заглавного героя премьеру “Бэтмена”, которая состоялась 23 июня 1989 г. в Вествуде в Лос-Анджелесе. Бесплатные пропуска получила только первая тысяча, но, несмотря на высокие цены билетов, зал был переполнен. Среди приглашенных на премьеру было столько же звезд, сколько обычно можно увидеть на церемонии вручения премий Киноакадемии. Экранизация комикса была выдвинута на соискание премии “Выбор народа” и стала самым кассовым фильмом 1989 г.: сборы картины за первую неделю демонстрации составили 42 миллиона, в целом же ее американский прокат принес 251 млн. долларов, а мировой – 413 млн. долларов. К этому надо еще добавить два миллиарда долларов от продажи и проката видеокассет и 500 млн. долларов от продажи продукции с “бэтменовской” символикой (только на производство маек было выдано 19 патентов).Часть критиков сочла ленту чересчур мрачной (уж слишком она отличалась от оптимистичных блокбастеров 80-х, снятых Лукасом и Спилбергом), но было немало и положительных отзывов. Практически все рецензенты отмечали изысканное изобразительное решение фильма, удивительные декорации(художники Антон Ферст и Питер Янг заслуженно получили “Оскара”), замечательную музыку Дэнни Элфмана (продюсеры хотели пригласить композитора Джона Уильямса, но тот был занят на картине “Индиана Джонс и последний крестовый поход”), песни, написанные звездой поп-музыки Принцем (Майкл Джексон вынужден был отказаться от этой чести, так как работал над концертом), и, конечно же, игру Джека Николсона, который буквально купался в комедийных возможностях своей роли, за что и был выдвинут на “Золотой глобус” в соответствующей номинации. “Маниакальный Джокер Николсона является мотором фильма, - писал критик Хэл Хинсон из “Вашингтон Пост”. - Джокер получает буйное удовольствие от творимого им зла... и Николсон привносит опасное веселье в образ”. “Эта мрачная, впечатляющая вариация сюжета лишена привычной суеты, но есть нечто странное в том, что злодей (а тем более сумасшедший злодей, сыгранный Николсоном) получился настолько убедительнее героя”, - считает знаменитый Леонард Малтин.
Вслед за фильмом вышли основанная на сценарии Хэмма и Скаарена книга и ее официальная комиксовая адаптация. Благодаря Николсону о Клоуне – Принце Преступного Мира узнали в тех уголках Земли, где “книжки с картинками” не читали никогда; его “инкарнация” Джокера до сих пор остается самой узнаваемой на планете. Упреки ряда критиков в том, что актер, дескать, переиграл, смехотворны – они просто не в курсе, с каким персонажем ему пришлось иметь дело.
Николсоновский Джокер намного более жесток и угрожающ, чем его экранный предшественник,сыгранный Сезаром Ромеро. Он беспрерывно юморит, но почти все его шутки связаны с оставляемыми им на каждом шагу трупами. Тем не менее, в ленте Бертона безумные деяния Клоуна - Принца Преступного Мира получили новое - уже философское - осмысление. В этой трактовке шут-убийца превратился в сатанинское олицетворение современной массовой культуры, которое беспрепятственно вмешивается в теле- и радиопрограммы, безжалостно уничтожает произведения искусства, привлекает обывателя яркими красками и громкой музыкой, а затем убивает его бессмысленным и безжалостным смехом. Чудом выбравшись из кислоты (читай: из ада), Джокер вдохновенно творит несущее смерть искусство, изменяя реальность в соответствии со своими причудливыми вкусами. В финале сумасшедший художник, бросивший вызов, кажется, всем земным законам, готов взмыть в небеса, к новым высотам, но нет - тянет вниз, как привязанная к ногам каменная гаргулья, убийственная, антигуманная сущность его искусства, тянет и в конце концов утаскивает обратно в преисподнюю (естественно, возможны и другие толкования).
Второй пласт творения Бертона связан с внешним противостоянием и внутренним родством главных героев. “Бэтмен и Джокер - две стороны одной медали, - считает режиссер. - Эту специфическую тему мы позаимствовали из комиксов и хотели еще больше развить ее в фильме”. Данная тема в картине развита скорее в символических атрибутах вечных антагонистов, чем на уровне сюжета: персонажи встречаются на экране очень редко и у них практически нет общих диалогов (финальное “Ты меня создал!” - “Нет, ты меня создал!” не в счет). Летучая мышь - мифологическое олицетворение сил ночи, темной, кровожадной стороны души. Гротескная маска Джокера принадлежит так называемой “смеховой культуре”, призванной нести радость, веселье в форме карнавала, но убийственный результат деяний злодея с ней несовместим. Один из противников символизирует насилие “во имя искусства”, “шутки ради”, то есть как бы самоценное; второй - насилие целенаправленное, творимое даже в рамках закона и во имя справедливости, то есть как бы “положительное”. Победа героя (причем неубедительная, “на краю пропасти”) над своей злой тенью в финале отнюдь не означает, что для него закрыта дорога к эстетизации, самоценности собственных действий: выбранная им инфернальная маска и демонический шик, с которым обставлены его выходы, вполне могут свидетельствовать о том, что он на том самом пути.
Еще одно измерение бесхитростная история получила благодаря искусно вплетенным в действие бесчисленным цитатам из киноклассики. Во время просмотра “Бэтмена” возникает ощущение, что попал в старую фильмотеку. Создавая удивительные декорации Готэма, покойный Антон Ферст вдохновлялся экспрессионистскими видениями Фрица Ланга в “Метрополисе” (1926) и образом футуристического города в “Блейд-раннере” (1982) Ридли Скотта. Художник намеренно смешал различные архитектурные стили, соединив элементы тюремной архитектуры, фашистской стилистики монументов ІІІ Рейха и современных небоскребов Чикаго, чтобы воссоздать на съемочной площадке мрачный город зла и одиночества. Вступительные кадры напоминают “Гражданина Кейна” (1941), а брошенный на землю во время убийства родителей Брюса букет роз - намек на знаменитый “бутон розы” из того же фильма. (Цитаты из шедевра Орсона Уэллса можно найти и в продолжениях картины. В “Бэтмене навсегда” на фоне огромного замка вместо буквы “К” - Кейн, возвышается “W” - Уэйн. В “Бэтмене и Робине” Фриз и Плющ играют с тем же стеклянным шаром с заснеженным домиком внутри, что и Кейн в детстве.) Брюс вместе с родителями выходит из кинотеатра, где показывают “Знак Зорро” (1940) Рубена Мамуляна с Тайроном Пауэром Бэтмобиль напоминает мультифункциональные машины агента 007. Жуткие инструменты хирурга, пытавшегося помочь Нэпиеру, позаимствованы у дантиста-садиста Орина Скривелло (Стив Мартин) из “Маленького магазинчика ужасов” (1986) Фрэнка Оза (шутка в том, что мюзикл Оза был римейком дешевого фильма ужасов Роджера Кормена 1960 г., в котором эпизодическую роль пациента Скривелло исполнил как раз Николсон). Трон, с которого Джокер разбрасывает деньги, - точная копия “серебряного трона” шведского монарха, использованного в “Королеве Христине” (1933) Мамуляна с Гретой Гарбо. Лучшая в ленте сцена, где Клоун - Принц Преступного Мира сбивает оснащенный сверхоружием Бэтвинг из бутафорского револьвера, - дань “Паттону” (1970) Франклина Дж. Шаффнера, в котором бравый американский генерал в исполнении Джорджа С. Скотта палит из револьвера по обстреливающим его с воздуха немецким самолетам. Венчает же все это идущий под торжественно-мрачную музыку эпизод, где Джокер ведет Вики на крышу собора (постройка декорации обошлась в 100 тысяч долларов) по той самой зловещей лестнице, по которой в “Головокружении” (1958) Хичкока поднимался со своей возлюбленной Джеймс Стюарт, стремясь раскрыть тайну и избавиться от наваждения. Коллективная работа Хэмма, Скаарена, Бертона и ряда неуказанных в титрах авторов дала блестящий результат - в ленте есть множество удачных Джокеровских эпизодов, точно раскрывающих сущность персонажа, а его реплики стали частью фольклора конца 80-х.

Джек Нэпиер впервые видит Бэтмена: Хороший костюмчик.Джек стреляет в Экхардта: Экхардт! Подумай о будущем!

Джокер беседует с Гриссомом: Я уже один раз умер - это освобождает от всего. Подумай об этом как о... терапии.Джек мертв, мой друг. Меня зови Джокер. И, как видишь, я стал намного счастливее.

Готэм-сити. Всегда вызывает улыбку на моем лице. (Берет газету.) “Летающий урод терроризирует?”

Погодите, вы еще меня не видели.

Джокер в квартире Алисии: Дорогая, ты никогда не поверишь, что со мной сегодня случилось.

Итак, господа, вот как обстоят дела. Пока Гриссом находится в подполье, я исполняю обязанности

президента, и, отпраздновав юбилей Готэма, мы сравняем этот город с землей.

Ротелли: Что это за дурацкая улыбка?
Джокер: Жизнь была добра ко мне.

Разве вы не слышали о целительной силе смеха?

Джокер протыкает гигантским пером горло Винни Рикорсо: Привет, Винни. Это твой дядя Бинго. Пора платить по счету! Перо воистину сильнее меча!

В каком мире мы живем, если человек в костюме летучей мыши похищает всю мою прессу? Этому городу надо поставить клизму!

Джокер впервые видит Вики Вэйл: Остановить печатные станки! Это кто?

Только ваш гробовщик способен оценить это!

Джокер входит в музей: Джентльмены! Давайте расширим наши горизонты.

Я был в ванне однажды, когда понял, почему обречен на величие.

Я творю искусство, которое заканчивается смертью. Я первый в мире художник-убийца.

Вики: Чего вы хотите?
Джокер: Мое лицо на долларовой банкноте.
Вики: Вы, наверно, шутите.
Джокер: Разве я похож на шутника?

Джокер показывает Вики, как он изуродовал Алисию: Нет, я не Пикассо, но неужели вам не нравится?

Где он берет эти замечательные игрушки?

Я дал имя своей боли. Это – Бэтмен!

Нам надо убить летучую мышь, и я хочу почистить свои коготки!

Танцевал ли ты с дьяволом под бледной луной?

Говорит Джокер. Друзья, вы только что говорили довольно злые слова. Кое-что из этого правда - то, что касается этого злодея, босса Гриссома. Он был вор и террорист, но, с другой стороны, у него был прекрасный голос. Он умер и взамен оставил меня. Может, я излишне театрален и иногда грубоват, но я не убийца. Я художник.

В полночь я разбросаю двадцать миллионов наличными перед толпой. Не волнуйтесь обо мне, у меня есть еще.

А теперь, друзья, пора задать вопрос “Кому вы доверяете?” Мне? Я свободно раздаю деньги. А где же Бэтмен? Он сидит дома и стирает свои колготки!И вот настал момент, когда я освобожу вас, маленькие люди, от бремени ваших неудавшихся и бесполезных жизней. Но, как говорил мой пластический хирург, если уж погибать, то с улыбкой!

Мои шары. Это были мои шары. Он украл мои шары! Почему мне никто не сказал, что у него есть эта… штука?

Джокер тащит Вики в собор: Дорогая, я должен доставить тебя вовремя в церковь.

Джокер танцует с Вики: Какая же мы прекрасная пара - красота и чудовище. Знаешь, если еще кто-нибудь назовет тебя чудовищем, я вырву ему легкие.

Ты идиот! Ты создал меня. Помнишь, ты швырнул меня в бак с химикатами. Это было не легко пережить и не думай, что я не старался.

Беру перерыв. Я был ребенком, когда убил твоих родителей. Я говорю, что ты сделал меня, а ты говоришь, что я сделал тебя. Что за детский лепет? Ты ведь не ударишь человека в очках, правда?

Джокер пританцовывает на крыше, где висят Бэтмен и Вики, пытаясь выбить из нее кирпичи: Строят-то теперь не так, как раньше, да, мышонок?

Пора прощаться! Заваливайтесь в любое время!

Последние слова Джокера: Иногда я себя просто убиваю!

Но все же в любой работе есть свои изъяны, и комиксовые фаны нашли их немало. Их упреки создателям фильма можно свести к четырем пунктам:
a) Николсон физически не совсем подходит на роль. По канону Джокер - высокий, худой, лет примерно
35. В сценарии Хэмма Джеку Нэпиеру 32. У Бертона 51-летний Николсон, которого никак нельзя назвать высоким и худым, сражается с 37-летним Китоном (точнее, с его дублером, который снимался в костюме Бэтмена в 80% эпизодов). Возможно, именно поэтому в картине нет некоторых сцен погонь и драк, присутствующих в сценарии Хэмма и Скаарена.
b) Недостаточно продуманная история происхождения. В ленте Клоун - Принц Преступного Мира - это уже не непонятно кто, пришедший на фабрику в колпаке и упавший в кислоту, а конкретный человек, свихнувшийся готэмский гангстер. Образ действительно потерял столь необходимую ему загадочность. С другой стороны, если бы в сценарии была использована история в духе “Убийственной шутки”, на Летучую Мышь попросту не хватило б места.
c) Джокер-Николсон доминирует в фильме, затмевая всех и вся. Подобные претензии предъявляют и многие фаны, и некоторые маститые кинокритики. Но это тот недостаток, который на самом деле является достоинством. Тиму Бертону очень часто приходилось объяснять свою точку зрения по данному вопросу в разных интервью:
“Для Джека было бы слишком легко доминировать в картине. Энергия Майкла тоже очень важна - у них очень похожие стили, даже брови почти одинаковые!”
“Джокер и Бэтмен - натуры противоположные: Джокер - экстраверт, а Бэтмен - интроверт. Что бы ты ни делал, ты действуешь в соответствии со своим энергетическим балансом. Мы имели дело с заглавным персонажем, который все время хотел остаться в тени, скрыться. Если бы эти двое стояли на улице, Бэтмен пытался бы остаться незамеченным, в то время как Джокер кричал бы: “Смотрите на меня, смотрите на меня!”...”
“Джокер и Бэтмен воплощают разные типы энергии. Конечно, Бэтмен не интересовал меня меньше, просто он - тот, кто он есть, и Джокер тоже. Правильно это или нет, я позволил характерам развиваться в том направлении, в каком они двигались сами”.
Иными словами, кто остался на втором плане, тот сам виноват.
d) Смерть Джокера.


Тексты взяты с сайта EmperorJoker (ссылка внизу)


Ccылки на другие разделы и фотографии.
EmperorJoker
WHY SO SERIOUS?
СЕЗАР РАМЕРО
ДЖЕК НИКОЛСОН


 
Hosted by uCoz